Невьянская наклонная башня

Невьянская наклонная башня

21 сентября 1720 года Никите Демидову был пожалован титул дворянина, в 1721 году была заложена фамильная башня Демидовых в Невьянске.

Строительство башни проходило в 1721—1725 годах. Нет достоверных данных о том, кто её спроектировал. Принято также считать, что строительство было начато по приказу самого Акинфия Демидова.

1 января 1725 года она уже была достроена как башня памяти комиссара Невьянских заводов Никиты Демидова.

Башня исполняла роль колокольни, сторожевого пункта, заводского архива, конторы, лаборатории и тюрьмы.

Первое описание Невьянской башни появилось в чертеже горного чиновника Михаила Кутузова датируемом 1729—1734 годами. Затем её описание встречается в книге академика Иоганна Гмелина «Путешествие по Сибири».

Высота башни — 57,5 метров, основание — квадрат со стороной 9,5 метров. Отклонение башни от вертикали — около 1,85 м в верхней точке, наибольший угол наклона наблюдается у нижнего яруса (3° 16′).
Имеет важное региональное значение и является популярным местом среди туристов.
Башня — символ Невьянска: она изображена на гербе города, упоминается в бонистике и нумизматике.
Башне посвящена серебряная монета Банка России 2007 года выпуска, а в постсоветский период была выпущена бона с её изображением — купюра номиналом в 5 уральских франков 1991 года. Также башня является эмблемой объединения «Демидовский институт», занимающегося изучением истории Урала. Wikipedia.

Невьянская наклонная башня Уникальное сооружение 18 века, памятник архитектуры русского каменного зодчества. Многие исследователи находят сходство Невьянской башни со знаменитой Пизанской башней в Италии. Некоторые историки считают, что башня была выстроена в честь присвоения роду Демидовых дворянского титула. Фильм снят в рамках проекта: «Большой Урал и Екатеринбург» Режиссёр и оператор: Василий В. Голощапов

Современными архитекторами это сооружение классифицируется не как падающее, а именно как наклонное.

Существует несколько версий, поясняющих причины наклона башни. Одной из наиболее распространённых является версия о том, что подвал башни был некогда затоплен, чтобы скрыть работу Демидова от ревизора, однако эта версия не находит подтверждения у современных специалистов, обследовавших постройку. Вероятнее всего наклон башни — это или результат задумки зодчего, или ошибка при строительстве. Первый ярус башни отклонён от вертикальной оси достаточно сильно — почти на два метра. Верхние же этажи имеют небольшой наклон в противоположную сторону. Таким образом, можно сделать вывод о том, что строители просто пытались компенсировать свою ошибку, сделанную на этапе закладки фундамента и стен. Башня была возведена возле старой береговой линии пруда, в непосредственной близости от реки Нейва, и при строительстве двух третей четверика он дал осадок и начал крениться. Дабы компенсировать крен, дальнейшая стройка восьмерика шла с креном в другую строну, удерживая центр тяжести. Башня приобрела саблевидный изгиб.

Устройство башни.
Башня представляет собой массивный четверик, сверху которого надстроены три восьмигранных яруса. Внутри она разделена на девять уровней (этажей). Функциональное назначение ряда этажей до сих пор не ясно. Достоверно известно, что на втором находился личный кабинет Демидова. На третьем этаже находилась пробирная лаборатория. Здесь располагались печи. В саже, взятой из их дымоходов, исследователи обнаружили следы серебра и золота. Есть несколько версий того, как они могли там оказаться. Согласно одной из них, Демидов чеканил в лаборатории фальшивые монеты. По другой — здесь он втайне от государственной казны выплавлял серебро и золото, которое добывалось на его рудниках на Алтае. Ещё выше находится так называемая «акустическая комната», в которой, стоя в одном углу, можно чётко слышать, что говорят в углу противоположном. Эффект этот связан с особой формой сводчатого и слегка приплюснутого потолка комнаты. На пятом и шестом этажах расположены лестницы.
На седьмом и восьмом этажах располагаются куранты с музыкальным боем. Механизм привезён по специальному заказу из Англии. Созданием занимался английский часовщик Ричард Фелпс в 1730 году. Фелпс изготовил колокола для часового механизма. Имя часового мастера остаётся неизвестным. Часы были куплены в 1732 году Демидовым за 5000 рублей золотом, при том что возведение самой башни обошлось ему чуть более 4000 рублей. Невьянские куранты могут наигрывать несколько разных мелодий. Механический и музыкальный механизмы с тремя заводными валами, первый вызванивает каждую четверть часа, второй — бой получасов и часов, третий — бой курантов. Механизм приводится в действие двумя гирями массой 32 кг, а точность хода осуществляется маятником массой около 32 кг. Ниша под грузы курантов проходит по всей длине башни. Часы имеют три циферблата, десять музыкальных колоколов массой около четырёх тонн. Обслуживанием часов занимается смена рабочих. Изначально музыкальный вал курантов был запрограммирован на 18 английских мелодий, в XIX веке они играли «Боже, царя храни!», а в конце 1930-х годов «Широка страна моя родная», с 1985 года и по настоящее время куранты исполняют песню «Славься» — фрагмент из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки.
Все внутренние помещения и лестницы в башне достаточно тесные.
Перила не предусмотрены. Стены башни местами стянуты железными балками, выходящими наружу и закрепленными специальными замками. Современные реставраторы установили на потолках механические манометры, следящие за наклоном конструкций сооружения. Толщина стен башни — до 2 метров в нижней части и до 30 сантиметров в верхней.
На последнем ярусе располагается небольшая смотровая площадка. Над крышей башни возвышается металлический шпиль с установленным на нём флюгером, сделанным из просечного железа, в котором выбит герб Демидовых. Масса флюгера — 25 килограммов. К шпилю подведено заземление. Таким образом, башня была оснащена молниеотводом за четверть века до того, как он был сконструирован Бенджамином Франклином.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F

Оказывается не только в далеком городе Пиза есть падающая башня. Вот вам ее российский аналог. Да не простой, а с исторической загадкой …

«Много греха приняла, оттого и покосилась», — говорят са­ми невьянцы.

Одно из преданий гла­сит, что Демидов сбросил с верхнего этажа архитектора башни, чтобы тот не построил лучшего здания. Мастер разбился, а башня, оплакивая своего строителя, наклонилась вслед за ним.

Под весом человеческого тела широкая кованая дверь медленно отворилась. Проржавевшие петли громко заскрежетали. Болезненный стон металла нарушил таинственную тишину, царившую вокруг Невьянской башни. Вырвавшийся из чрева башни сквозь приоткрытую дверь мрак поглотил скорбный вздох железа. Повеяло холодом, сыростью и страхом. Этот воздух пахнет свежевырытой могилой. Казалось, что в нем еще витают пары человеческой крови, — так начинает свой рассказ о тайнах демидовских подземелий В. Константинов.

В этот момент непроизвольно соприкасаешься с неразгаданной тайной демидовских злодеяний. Уже более двухсот лет стены Невьянской башни, расположенной под Екатеринбургом, в бывшей вотчине Демидовых, хранят молчание. Окутана тайной и история создания этого памятника. До сих пор неизвестно, кто же был автором проекта Невьянской башни, кто был ее строителем. Заказчиками же однозначно были Демидовы.

Башня задумывалась ими как административный и производственный комплекс.

Высота ее примерно с двадцатиэтажный дом, ведь башня была своего рода сторожевой вышкой. Особо следует отметить комнату на четвертом этаже, называлась она акустической. Если в любом из ее углов вполголоса что-либо скажешь, то слова отчетливо слышались во всех других углах. Но вот если человек стоит за спиной говорящего, он ничего не сможет разобрать — услышит только бормотание.

Сегодня уже возможно объяснить подобный феномен, но тогда, в 1725 году, когда возводилась Невьянская башня, это было в диковинку. Очень роскошными для того времени были и часы-куранты в верхней части восьмигранного яруса. Гигантские циферблаты смотрели на север, юг и запад и могли играть двадцать музыкальных мелодий.

Не каждый состоятельный господин в те времена мог позволить себе строительство подобного сооружения. Но Демидовы смогли. Возможно, так они хотели увековечить память о своей всесильной семейной династии? Ведь Невьянская башня стала, по сути, символом могущества уральских железных магнатов.

Да, Демидовы были по-настоящему богаты, их состояние росло из года в год.

За неполное столетие им удалось построить около 50 металлургических предприятий: каждые два года появлялся новый завод. Вместе с растущими в небо ярусами Невьянской башни росло и финансовое благополучие братьев Демидовых. Простая ли это случайность?

Лабиринты ужасов

Первое, что бросается в глаза при визуальном знакомстве с башней, это то, что сооружение наклонено. Она напоминает «падающую» башню в Пизе. Сегодня нет доказательств того, было ли невьянское сооружение построено с наклоном (как определенная дань моде, Демидовы питали слабость ко всему итальянскому) или наклонилась по каким-то другим причинам. Мнения многих сводятся к тому, что башня начала «падать» в результате осадки фундамента.

Достоверно известно, что под башней находились огромные подвалы, лабиринты ходов, которые связывались с невьянским металлургическим заводом и домом Демидовых. Для чего же они были сооружены? На этот вопрос хотели дать ответы еще во времена демидовской династии. Но некоронованные короли Урала свято охраняли свою тайну.

Бытует легенда, что Невьянская башня покосилась именно от «злодеяний демидовских».

Акинфий Демидов, прослышав как-то, что на завод с правительственной комиссией прибудет князь Вяземский, распорядился затопить вместе с людьми подвальные помещения башни. Вода размыла фундамент, и сооружение наклонилось.

И если это легенда, то имеется достоверный факт, как все тот же Акинфий своими доносами и жалобами, отправляемыми в Петербург, затерроризировал начальника уральских горных заводов В. Н. Татищева.

Последний был неосмотрительным и пытался проникнуть в тайны «благородного семейства», за что и поплатился должностью (хорошо, что не жизнью!).

А были ли подвалы?

Сохранились свидетельства невьянских старожилов, которые спускались в подземелья Демидовых. Путешествуя по лабиринтам, они находили небольшие комнатки с деревянными нарами, возле которых валялись глиняные чашки. А к стенам были прибиты цепи с оковами. Иногда попадались человеческие кости.

А еще в подвальных помещениях люди обнаруживали плавильные печи. Для чего они нужны были Демидовым и почему находились под землей?

Акинфий Демидов был всегда рад гостям, но только тем, кто совсем не интересовался «железным делом». В картишки любил перекинуться. Азартным был игроком и все на деньги играл.

Приехал к нему как-то ревизор из Петербурга. Человеком оказался сговорчивым. Работу свою сделал, как Акинфий велел, ну и всю командировку с хозяином в карты резался. В один из вечеров Демидов проигрался до нитки. Играли они в Невьянской башне. Зарычал тогда Акинфий, не любил он проигрывать, стукнул кулаком по столу да выскочил из комнаты. Не прошло и нескольких минут, как снова вернулся и, хитро глядя на соперника, высыпал на стол кучу серебряных монет. Каждая монетка была новенькой, блестящей и еще теплой…

Куда же бегал Демидов? Есть основания полагать, что он спускался в те самые подвалы, в которых отливали серебро и чеканили монеты. Чтобы это заключение было убедительным, приведем свидетельство исследователя В. П. Доброхотова. Он рассказывал, что в Невьянске в 1890 году в одном из заводских зданий была обнаружена подземная мастерская с несколькими плавильными горнами. Только вот что приготовлялось на том огне?

В 1970 году исследователи решили сделать анализ сажи. Они соскоблили образцы с дымоходов Невьянской башни, расположенных на уровне четвертого этажа, и выявили, что в саже содержится серебро.

Барабан часового механизма

Пожалуй, именно это свидетельство дает ответ на вопрос, выплавлялось ли серебро в подземельях Демидовых. Еще императрица русская, гостившая в вотчине Акинфия Демидова, вдруг спросила его, увидев серебряные монеты: «Чьей работы, моей или твоей?» Демидов, прищурив один глаз и хитро улыбаясь, тут же нашелся: «Все твое, матушка…»

Конечно же, великий промышленник Урала лицемерил. Ведь не для казны государственной чеканил он «деньгу», а ради собственного благополучия.

Документальный фильм о Невьянской башне

Автор

Александр Спирин

Александр Витальевич Спирин 1970 г.р.. Создатель и администратор salevam.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *