Горловое (гортанное) пение

Древнее вокальное искусство — горловое пение

Горловое пение — уникальный вид искусства извлечения звука, при котором исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно: основной тон и обертон. Таким образом получается двухголосное соло.

Интерес к горловому пению неуклонно растёт из-за его необычности, так как кажется просто невероятным тот факт, что эти звуки издает человек.

Слыша их, чувствуешь, что соприкоснулся с архаичной культурой, наполненной мистицизмом. Гортанное пение используют не только шаманы в своих ритуалах, это ещё и способ передачи народных сказаний.

Горловое пение характерно для культуры ряда тюркских (тувинцы, тофалары, алтайцы, башкиры, хакасы, якуты, казахи, киргизы), монгольских (монголы, буряты, калмыки) и тунгусо-маньчжурских (эвенки) народов. У алтайцев и хакасов распространён стиль кай, хай, в первую очередь предназначенный для исполнения длинных эпических сказаний. Горловое пение башкир называется узляу. У якутов оно имеет название «хабарҕа ырыата». По звучанию и технике исполнения этот древний якутский стиль идентичен с тувинским стилем «каргыраа». У тибетцев горловое пение используется для речитации буддийского канона.

К основным стилям горлового пения относят:

каргыраа (кыркыра);
хоомей (кюмей);
сыгыт (сыхыт);
борбаннадыр (бербендер);
эзенгилээр.

Помимо основных стилей существуют ещё и разновидности: думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа), чыландык, деспен борбан, опей хоомей, буга хоомей, канзып, хову каргыраазы, кожагаркаргыраазы, даг каргыраазы и т.д.


Считается, что стиль каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа.

Его используют народы Тывы. Он извлекается певцом при полуоткрытом положении рта.

Интересна легенда возникновения стиля хоомей.

Юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей». Это очень мелодичный и певучий стиль. На фоне мелодии в среднем регистре звучит обертон основного голоса — мелодия в верхнем регистре, которая либо вторит низкому тону, либо ведет свою музыкальную тему. Исполняется либо с текстом, либо без него.

При пении в стиле сыгыыт на фоне тихой мелодии в нижнем регистре звучит резкий, пронзительный свист (обертон).

Пение Сыгыт всегда осуществляется без слов. Основной звук ЙО, ЙЙ или ЙА или ЙЯ. Он извлекается особым сдавленным положением голосовых связок при полуоткрытом положении рта.

В борбаннадыр звук опорный остинатный, более мягкий и тихий, чем в стиле каргыраа, сходен по тембру с низким регистром бас-кларнета.

Он извлекается тем же положением голосовых связок, как и в стиле каргыраа, но при ином положении губ, сомкнутых почти вплотную. Он схожен с хоомеем и в некоторых местностях его так и называют.

Стиль эзенгилээр — по технике звукоизвлечения и по тембру звучания тождествен стилю сыгыт; он специфичен только в мелодическом отношении.

При традиционном исполнении пьес стиля эзенгилээр верхом на лошади динамическая пульсация возникает естественным путем — толчками подъема всадника в стремени; если пьесы этого стиля исполняются не во время верховой езды, исполнитель вызывает динамическую пульсацию, подражающую ритму галопа, искусственным взмахом руки.

Горловое пение, это не только стиль в музыке, но и инструмент медитации, благодаря которому человек приобщается к языку природы. Это своеобразное музыкально-поэтическое мышление, обусловленное безграничной любовью к природе.

Автор

Александр Спирин

Александр Витальевич Спирин 1970 г.р.. Создатель и администратор salevam.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *